Месяц назад я переехала из Москвы в г. Гуанчжоу. И несмотря на то, что первые недели почти полностью ушли на решение вопросов «переезда», до праздников я все-таки успела выбраться несколько раз на фабрики — один раз с проверкой, другой — сопровождая небольшую делегацию.
Эти две поездки дали мне ясно понять, что так, как раньше — уже не будет. Не понятно, почему в принципе люди молчат об этих грандиозных изменениях, но мне, проживший два года в Москве безвылазно, они просто бросились в глаза. Главным образом эти изменения касаются персонала. Тут все: от уровня образования сотрудников и представителей фабрик до гендерного соотношения рабочих. Возможно, это не так важно с точки зрения привлекательности работы с Китаем сегодня (колебания курса юаня, как правило, гораздо ощутимее влияют на цены и т.д.), но в долгосрочной перспективе мы все это еще почувствуем. Потому что то, что я видела на этих двух производствах — прямое отражение всех социальных, политических и экономических проблем (а лучше сказать, «вопросов»), которые в Китае уже начали назревать.
А именно: на обоих производствах половина рабочих — мужчины. А ведь еще пять лет назад женщин работало ощутимо больше (по моим ощущениям, они составляли около 70% рабочих). Я не говорю сейчас о менеджерах по продажам и т.д. Я говорю о тех, кто занят на самом производстве: простых молодых людях без образования, которые целый день стоят у конвеера, выполняя однообразные действия.
Поговорили об этом с управляющими за обедом. Очень удачно к нам присоединился директор по персоналу. Оказывается, последнее время они реально сталкиваются с трудностями в найме женщин. Это при том, что в дельте р. Чжуцзян (г. Шэньчжэнь, Дунгуань и т.д.) — флагмане китайской экономики — культура ведения бизнеса и просто здравый смысл всегда вынуждали владельцев фабрик отдавать предпочтение женщинам при поиске сотрудников. Даже сейчас они не «сдаются» и стараются нанимать женщин. Фактически, фабрики готовы многое «простить» женщине, лишь бы нанять ее: и возраст, и недостаток образования.
А вызвано все эти изменения вот чем:
1. Ощутимое сокращение предложений на рынке труда
2. Рост уровня жизни и зарплат
3. Набирающий обороты отток производств вглубь страны или заграницу
В свою очередь, изменения в гендерном составке производственного персонала накладывают отпечаток на работу фабрики, порождая новые, невиданные ранее проблемы. Среди них есть и смешные, чисто «китайские». Например, рабочие-мужчины недавно требовали от менеджера одной из фабрик открыть для них интернет-кафе/биллиардную.
Помимо озвученных выше есть еще одна причина коренных изменений в гендерном составе рабочего класса — политика одного ребенка. В Китае стало ощутимо меньше девушек, чем мальчиков.
В интернете также пишут, что молодые девушки, рожденные в начале 90-ых, хотят попробовать как можно больше: разный образ жизни, разный вид деятельности. Работа с утра до вечера на одном и том же месте не вписывается в их амбиции — и это касается не только окончивших университеты, но и тех, у кого за плечами только средняя школа.
Большое влияние оказало и развитие сферы услуг, а также экономическое развитие внутренних районов Китая. Оказывается, что китайские женщины предпочитают работать недалеко от дома, пусть даже в ресторанах быстрого питания, чем получать более высокую зарплату на производстве в другой провинции. Сегодня у них есть эта возможность. Фактически, в современном Китае почти не осталось районов, у жителей которых нет другого выбора, кроме как мигрировать в Гуандун (в то время как в начале двухтысячных это было чуть ли ни единственным способом гарантировать постоянных доход).
Из сказанного выше я делаю не очень оптимистичные выводы. Зарплаты рабочим в Китае продолжат расти (так как демографическая яма еще впереди). Крупные производства продолжат выноситься в другие страны. Мелкие и нерентабельные — закрываться. Ну а цены… их, видимо, уже ничего не остановит.