Война электронных кошельков

На западе, если речь заходит об оплате онлайн-покупок, все решается просто: большинство людей просто привязывает свою кредитку к веб сайту, с которого совершается покупка, или используют PayPal. В Китае, однако, рынок электронных способов оплаты становится настоящим полем боя.

Три гиганта – Baidu, Tencent и Alibaba – уже какое-то время предлагают к использованию собственные платежные сервисы, выпуская к ним регулярные обновления и добавляя новые “фичи” в надежде на лояльность пользователя, который в следующий раз выберет именно их для того, чтобы закинуть пачку наличных. В случае с площадкой Tencent, речь идет о платежной системе WeChat Payments, которая ранее называлась Tencent Payments. Что касается Alibaba, то здесь мы имеем ввиду систему Alipay и приложение Alipay Wallet, которые задумывались в качестве китайского аналога PayPal, но сегодня превращаются в альтернативу банковскому обслуживанию и инструмент для безналичной оплаты покупок за пределами паутины.

В настоящее время Alipay принадлежат 60 процентов рынка по приему платежей, но многое еще может поменяться. Последние шесть месяцев конкуренция между Alibaba и Tencent обострилась до предела, и борьба за лидерство между двумя гигантами охватывает рынок электронной коммерции, платежей с использованием мобильного телефона и социальные сети. Конечно, обе компании наращивают объемы электронных платежей. Надо понимать, что за пределами Китая навороченные платежные приложения для “деления” счетов и перевода средств появляются с завидной регулярностью, – да, PayPal участвует в игре – рынок платежных систем остается крайне раздробленным, а потому истории, закончившиеся успехом, можно пересчитать по пальцам. В Китае же все по-другому: популярность Таобао и WeChat оказывается хорошим подспорьем успеха, так как гарантирует наличие нужного приложения на телефоне потенциального “потребителя”. Популярность QR-кодов, в свою очередь, дополнительно свидетельствует о готовности китайского рынка к слиянию реального мира и мобильного интернета.

Не так давно компания Alibaba выпустила обновление для Alipay Wallet. Был усовершенствован интерфейс и добавлены функции. Давайте изучим скриншоты и посмотрим на это приложение внимательнее.

Это не просто электронный кошелек – это супер-кошелек!
Стоит вам только открыть Alipay Wallet первый раз, приложение даст понять, что жаждет ваши средства как можно быстрее. Если вы еще привязали к электронному кошельку свою банковскую карту, вам предложат сделать это и получить доступ к “выгодным предложениям”: 8 юаней в подарок, если вы будете использовать кошелек для оплаты мобильной связи, участие в лотерее с призом в 5 миллионов юаней, возможность сделать вклад на более выгодных условиях, чем предлагают “традиционные” банки.

Alibaba довольно агрессивно внедряет технологии “оплаты на месте” за покупки в розничных магазинах с помощью системы Alipay Wallet. Если проводить сравнение с Square Reader или NFC, для совершения платежей с помощью системы Alipay Wallet в розничных магазинах предлагается использовать гораздо менее элегантные технологии, но от того не менее эффективные.

Давайте представим, что вы покупаете пачку чипсов в круглосуточном магазине в Гуанчжоу (Alibaba сотрудничает с сетью подобных магазинчиков под названием Meiyijia) и решаете использовать электронный кошелек Alipay Wallet. Нажав кнопку “Оплатить” (“Pay money”) в разделе “Платеж на месте” (“On-site payments”) вам будет предложены две технологии оплаты. Одна из них — передача звуковых волн. При нажатии соответствующей кнопки телефон сгенерирует определенную звуковую волну, которая, будучи направленной на звуковой датчик, позволит платежной системе перевести средства из вашего кошелька Alipay Wallet на счет продавца. Компания Alibaba утверждает, что розничным продавцам подобный датчик обойдется в 50 юаней (около 7 долларов США). Другой вариант — оплата с использованием QR-кода, который розничный продавец сможет сканировать, используя совместимое оборудование. Компания Alibaba заявляет, что она будет внедрять Alipay в розничную систему бесплатно.

Alibaba заявляет, что на сегодняшний день сервисы Alipay внедрены в 30 000 магазинах по всей стране.

Супер-кошелек позволяет совершать денежные переводу владельцам других кошельков, — подобно тому, как это предлагает делать приложение PayPal и Google Wallet.

В новой версии 8.0 Alibaba, вслед за Tencent, добавила возможность “Разделить счет”. Если, например, один из друзей заплатил за общую покупку, скажем за ужин, остальные участники могут взять свои телефоны, одновременно нажать на кнопку “AA”, и сгруппироваться вместе. Затем получатель средств нажимает на кнопку “получить средства” (“receive payment”), вводит сумму, которую необходимо разделить, подтверждает подключение участников и получает переводы с их кошельков на свой счет.

Судя по всему, возможности для использования Alipay Wallet будут продолжать расширяться. Например, недавно компания подписала соглашение с Wanda Group, крупнейшей сетью кинотеатров в Китае, и теперь электронные билеты на конопросмотр можно приобрести в электронной форме.

Что такое Yu’ebao?
Доминирование на рынке электронной коммерции и расширение возможностей Alipay Wallet позволили компании Alibaba вывести на рынок новый продукт — мобильный инструмент для управления сбережениями под названием Yu’ebao. Выход на рынок финансов имеет смысл — зачем складывать деньги на счет в банке (что фактически то же самое, как и хранение средств под матрасом), если вместо этого можно перевести их в Yu’ebao проценты с той суммы, которая осталась у вас на Alipay Wallet не растраченной?

На одной из онлайн-конференций, организованной китайским блогом Huxiu в декабре прошлого года, представитель компании Alibaba Фань Чжимин охарактеризовал Yu’ebao следующим образом:

Что может Yu’ebao? Во-первых, сервис позволяет вам совершать покупки и списывать средства с баланса в любой момент, когда вы хотите. Во-вторых, в отличие от других аналогичных инструментов, он позволяет вам получать информацию о заработанных средствах из расчета за один день. Фактически, мало кто из нас разбирается в финансовых тонкостях. Большинство людей вообще не имеют представление об финансовых инвестициях. Вы знаете, что представляет собой термин “годовая доходность инвестиций за семидневный период”? Большинству людей такие знания не нужны. Инновационная сторона Yuebao заключается в том, что люди могут видеть, какую отдачу на вложенный капитал они получают каждый день. Более того они могут выводить свою прибыль хоть каждый день. Люди доверяют нам свои деньги, потому что они видят, сколько они зарабатывают с нашей помощью, и могут с легкостью оплачивать свои покупки.

Сервис Yu’ebao объединен с кошельком Alipay Wallet – компания не упускает ни единой возможности направить пользователей на соответствующую страницу регистрации, которая позволяет им входить в систему и переводить средства.

Неудивительно, что все сложные подробности, связанные с работой финансового сервиса, опускаются – компания Alibaba пытается представить потребителям сервис Yu’ebao как простой и легкий в использовании.

Какую выгоду с этого сервиса имеет сама компания Alibaba? Джек Ма рассказал о том, что его разочаровала традиционная система банковского обслуживания физических лиц в Китае. Поэтому, возможно, на кону что-то более амбициозное, чем просто борьба за долю рынка. Но нельзя упускать из виду, что Yu’ebao — источник дохода и для самой компании тоже. Tianhong – фирма, которая руководит фондом – выплачивает 0.08% годовых в виде платы за хранение средств, 0.3% в виде комиссии за управление и 0.25% в виде комиссии за продажу.

Кто победит?
В декабре прошлого года число пользователей, зарегистрированных в системе Alipay Wallet, составляло 100 миллионов человек. Yu’ebao, тем временем, демонстрирует все признаки самого успешного мобильного инструмента для управления финансами из всех, что появились в 2013 году. За шесть последних месяцев вплоть до этой недели число вкладчиков фонда составило более 49 миллионов, а суммарный вклад превысил 250 миллиардов юаней (41 миллиард долларов). Процентная ставка колеблется, однако остается в районе 6%.

В результате компания Alibaba с чистой совестью позволила себе обратилась к китайским потребителям с призывом такого рода: “Кладите деньги в кошелек Alipay, тратьте их часть на покупку билетов в кино, обуви и прочих вещей, а остальное вкладывайте в Yu’ebao. И затем, спустя еще некоторое время, приобретайте еще больше товаров на Alibaba”.

Что мы упустили? Социальную составляющую. Никто не будет открывать привлекательный электронный кошелек также часто, как открывается самый популярный мессенджер в Китае под названием WeChat. Число ежемесячно активных пользователей этого приложения переваливает за 270 миллионов человек. Степень проникновения приложения в общественную жизнь настолько высока, что большие и малые компании уже используют его для продвижения и ведения своего бизнеса. Вот почему Alibaba запустила систему приема офлайн платежей, которая имеет большое значение для развития Alipay. Если компания не может заставить пользователя открывать свой кошелек Alipay Wallet каждый раз, когда он пишет сообщение бабушке, возможно, компания сможет заставить пользователя делать это всякий раз, когда он будет отправляться в круглосуточный магазин.

Компания Tencent тоже начала вовсю убеждать пользователей класть средств в ее “котел”. WeChat уже предлагает официальные услуги для тех, кто пользуется службой такси и для покупателей товаров из вендинговых автоматов. Сервис также предлагает покупать через телефон электронные билеты в кино, а также имеет побочную электронную площадку, которая, по сути, представляет собой обновление сайта 51buy.com компании Tencent. На прошлой неделе компания запустила собственный инструмент для управления финансами — прямой конкурент для Yu’ebao.

В течение последующих месяцев компании Alibaba и Tencent будут активно сражаться за деньги китайских потребителей. Alibaba продолжает удерживать свои позиции на рынке покупок и сбережения средств – все таки Alipay представляет собой крупнейшую в Китае платежную систему. WeChat продолжает лидировать в своей сфере – ведь ничто в Китае не сравнится с мессенджером ни по количеству отправленных сообщений, ни по просмотру новостей или объемам заказа еды. И Tencent и Alibaba хотят, чтобы китайские потребители вытащили деньги из кошельков и положили их в мобильные приложения, а то что последует дальше, вполне может закончиться господством одного из гигантов.

Добавить комментарий