Начало Кантонской ярмарки и огромный приток иностранцев в Южный Китай в очередной раз наводит меня на много различных мыслей. Например, об альтернативной программе пребывания в Китае приезжих бизнесменов и менеджеров.
Неважно русские или американцы, у всех есть почти стандартная программа на внерабочее время, порой она даже идет в ущерб бизнесу. Довольно часто мне приходилось видеть, как делегация из крупной солидной компании, старается поскорее решить все вопросы и уехать с фабрики, потому что надо еще успеть по «другим» делам. В «другие» дела обычно входит китайская баня, различные массажи, китайские рестораны, бары, клубы и другие заведения для проведения досуга. Так как я раньше очень часто сопровождал различных клиентов, то со временем мне пришлось узнать расположение, сервис и прайсы многих увеселительных заведений в различных городах Китая. К тому же мужская половина периодически украдкой (а кто-то не совсем) приспрашивалась по поводу сексуальных услуг в Поднебесной, поэтому приходилось выступать посредником и в этом вопросе.
Еще один обязательный пункт программы – покупка китайских сувениров. Помимо различных статуэток, висюлек, шелка, чая и других аутэнтичных вещей, сюда можно отнести и покупку подделок. И мелкие, и крупные бизнесмены почему-то очень любят все эти поддельные ролексы, луи виттоны и другие копии брендов. От кого-то из делегации рано или поздно звучит фраза вроде «я слышал, у вас тут есть рынок дешевых подделок…», и остальные, как бы нехотя, соглашаются съездить и посмотреть. В результате покупают не только для себя, но и для всех своих родственников до 5-го колена.
Я думаю, многие поймут о чем идет речь, ведь все это является неотъемлемой частью бизнеса в Китае. Я не мог бросить крупного клиента после посещения фабрики, когда он вдруг изъявлял желание развлечься. Тем более, что зачастую китайские поставщики сами приглашают своих партнеров повеселиться, но это уже отдельная тема для разговора.