Краткий обзор нововведений, вступивших в силу с этого года.
В сентябре этого города в Париже состоялся семинар, которые проводился при поддержке TCS Soregor и Французской школы бизнеса. Семинар был посвящен вопросам, связанным с системой налогообложения в Китае, которая не так давно претерпела определенные изменения. Целью семинара, кстати говоря, было знакомство предпринимателей и международных налоговых консультантов с новой системой.
Несмотря на то, что законы о налогообложении принимаются в Пекине, не стоит забывать, что административно Китай поделен на 22 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения. Из этого можно сделать вывод, что в стране нет предпосылок для формирования единого подхода к развитию системы налогообложения. Новое законодательство – попытка правительства отойти от универсальной для всех регионов системы. Поэтому основными вопросами, которые были рассмотрены на семинаре, стали:
Новая правовая система становится «изощреннее», так как органы власти получили больше возможностей для борьбы с теми, кто укрывается от уплаты налогов. Чиновники получили больше возможных оснований для того, чтобы поставить под сомнение правильность оформления документации, бизнес-структуру или один из бизнес-процессов.
Обозначились приоритетные направления деятельности органов власти:
Больше проверок для нерезидентов. Новые нормы, направленные на противодействие уклонению от налогообложения, позволяют чиновникам сильнее вмешиваться во внутренние дела иностранных компаний. Компании, не проверяющиеся в течение 5 лет, согласно новой системе, оказываются в «зоне риска».
Расширение сферы полномочий. Новые правила затронули те области хозяйственной деятельности компаний, которые раньше никого не интересовали. Пример – управление кадрами. Теперь под сомнение может быть поставлена даже работа отдела по организации кадровой отчетности, если речь идет о трудоустройстве специалистов, приезжающих для работы в Китае из-за границы. С лета этого года компания должна самостоятельно регистрировать сотрудников и предоставляла доказательства соответствия сотрудника требованиям.
Налоговый аудит. С введением новой системы налогообложения эффективная ставка налога снизилась на 8%. Вместе с этим правительство заняло более жесткую позицию в отношении тех предприятий, которые уклоняются от уплаты налогов, и налоговым службам предписывается проводить более агрессивную политику по контролю. Кстати говоря, в КНР отсутствуют закон о давности преследования за преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов.
Прозрачность. Китай заключил международные договоренности о двойном налогообложении с более чем 100 странами. Это способствует дополнительному раскрытию информации компаниями.
Одной из основных тенденций в развитии налогового законодательства является отход от привычной схемы и постепенное введение налога на добавленную стоимость (НДС). Эти меры были введены с 1 августа 2013 года в секторе транспортных перевозок и современных услуг. Данные меры будут введены по всей стране с 2015 года.
Можно выделить и региональные стратегии:
Восток и центральная часть Китая. Такие города как Пекин и Шанхай стали активно развиваться благодаря программам по предоставлению налоговых льгот. Теперь, когда они достигли определенного этапа в своем развитие, правительство страны переключило внимание на сферу услуг, аутсорсинга, а также на проекты по защите информации в сфере высоких технологий и в сфере охраны окружающей среды.
Юг Китая. О провинции Гуандун очень часто упоминают в контексте возможностей для развития предпринимательства. Модернизированное законодательство использует методы, которые в свое время вывели Пекин и Шанхай на арену международного бизнеса. Сегодня эти меры предполагают введение особых налоговых льгот для таких районов, как:
◦ Цяньхай в Шэньчжэне
◦ Хэнцинь в Чжухае
◦ Наньша в Гуанчжоу
В частности для компаний, работающих в данных районах, снижен до 15% налог на прибыль. А высококвалифицированные сотрудники могут пользоваться налоговыми льготами при уплате подоходного налога.
Гонконг — территория налоговых льгот. Уже давно Гонконг считается воротами в Китай, а если говорить точнее, окном для инвестиций в экономику Поднебесной. Это стало возможным благодаря созданию на территории Особого района благоприятного инвестиционного климата, упрощенной системы налогообложения, а также его географической близостью к материковому Китаю. С принятием новых правил налогообложения положение Гонконга, как юрисдикции, предоставляющей налоговые преимущества транснациональным компаниям, инвестирующим в экономику Китая, еще больше упрочилось. Ключевыми факторами, которые влияют на выбор Гонконга в качестве получателя инвестиций, являются:
Наличие региональной налоговой системы;
Отсутствие налога на доход от иностранных дивидендов;
Отсутствие налога на доход от прироста капитала;
Не облагаемые налогом дивиденды;
Отсутствие контроля за валютными операциями;
Развивающаяся система договорных отношений;
Близость к Китаю, принцип “Одна страна – две системы”
В Гонконге проще получить статус выгодоприобретателя в соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения, заключенным между Гонконгом и Китаем.
Ключевые моменты, которые следует принять во внимание владельцам компаний, чтобы не оказаться в «зоне риска»:
Операции на территории КНР, которые годами не подвергался пересмотру;
Сделки, не оформленные документально;
Недостаточность внутренних ресурсов предприятия для обеспечения соответствия последним изменениям в налоговом законодательстве и налоговым требованиям;
Доверие местной команде управленцев в вопросах соблюдения налогового законодательства;
Неточно определенный или измененный статус налогоплательщика;
Получение дохода нерезидентом в Китае.
Фактически, изменения в системе налогообложения – лишь еще один шаг центрального правительства на пути вытеснения производства дешевой продукции и стимулирования развития производств высокотехнологичных, экологически чистых товаров с большей стоимостью.